Проект «Отраслевая схема развития яхтенного туризма и размещения объектов базирования и обслуживания маломерного флота в Краснодарском крае».
Исследование проблемы международного яхтенного туризма на территории Краснодарского края.
Яхтенный туризм является важной составляющей морского туризма и одним из наиболее динамично развивающихся, приоритетных и прибыльных видов туризма во всём мире. Природно-климатические, человеческие и материально-технические ресурсы Краснодарского края создают перспективные предпосылки для развития данного направления туристского бизнеса. Однако состояние развития яхтенного туризма в Краснодарском крае на сегодняшний день значительно отстаёт от развитых стран мира и не соответствует требованиям современного яхтинга, по причинам множества нерешённых проблем, которые препятствуют развитию данного вида туризма и не дают Кубани достичь мирового туристского уровня.
Неуклонный рост влияния туристских услуг на социально-экономическое положение стран и регионов является одной из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, сопровождающих формирование и развитие мирового хозяйства. Только за последние пять лет темп роста доходов от мирового туризма составил 141,37%, а количество международных туристов увеличилось на 142 млн. чел. По данным Всемирного Совета Путешествий и Туризма, на долю туризма и связанных с ним отраслей приходится 8,3% рабочих мест мира, 9,3% международных инвестиций, 12% экспорта и 3,6% мирового валового внутреннего продукта.
На сегодняшний день одним из наиболее динамично развивающихся видов туризма является яхтенный туризм. Во многих странах мира это процветающий бизнес, включающий сотни тысяч яхт, разветвлённую сеть яхтенных гаваней в самых различных регионах Мирового океана, судостроительные верфи, чартерные и сервисные компании. Так, в Европе располагается около полутора миллионов якорных стоянок для яхт; во Франции с населением 55 миллионов человек парусным спортом и яхтенным туризмом активно занимаются более 3 миллионов человек, используя для этих целей 120 специально оборудованных яхтенных гаваней и яхтенных марин; в Турции яхтенный туризм приносит 25% прибыли от туризма; только в акватории Восточного Средиземноморья годовой яхтенный транзит составляет в среднем 2 миллиона судов, что в денежном эквиваленте составляет порядка 12 миллиардов евро.
Краснодарский край, благодаря уникальному сочетанию климатических и геополитических условий, является самым перспективным в России местом для организации и развития яхтенного туризма: выход в Чёрное и Азовское моря, а далее в Средиземное море и Атлантический океан позволяет поддерживать взаимовыгодные экономические и политические отношения с соседними государствами; а длительный навигационный период, оздоровительный, лечебный, историко-культурный, эмоционально-эстетический, ландшафтный потенциал Краснодарского края делает его привлекательным как для отечественных, так и для иностранных туристов. Помимо рекреационного и природно-климатического потенциала регион обладает мощным трудовым потенциалом, заключающимся в большом количестве квалифицированных специалистов в различных отраслях народного хозяйства, и наличием значительных мобилизационных резервов восстановления материально-технической базы, являющейся основой для развития приоритетных для региона отраслей экономики.
Однако имеющийся ресурсный потенциал практически не используется, а состояние и результативность развития яхтенного туризма не только отстаёт от передовых стран мира, но и не соответствует требованиям современного общества, являющегося потенциальным равноправным членом европейского и мирового сообществ.
Значимость решаемой проблемы сводится к обеспечению достижения мирового уровня развития туризма, эффективность функционирования которого будет способствовать активизации предпринимательской и инвестиционной деятельности, созданию дополнительных рабочих мест, увеличению доходной части бюджета, повышению уровня жизни населения, сохранению и рациональному использованию культурно-исторического и природного наследия на основе формирования конкурентоспособного, соответствующего международным стандартам яхтенного туристского продукта.
Сегодня самая большая стоянка на Черном море – яхт-клуб Новороссийского морского пароходства (ОАО «Новошип»), открытый в 1966г. В нем созданы все необходимые условия: стоянка на 70 мест, круглосуточная охрана, электричество и вода на пирсе, заправка топливом, подъемные краны, работает служба технического обслуживания катеров и ремонта двигателей, парусный магазин. Там же базируется детская спортивная школа «Водник», которая воспитывает подрастающее поколение яхтсменов. Однако у самого большого черноморского клуба есть проблемы. Во-первых, нехватка мест для всех желающих. Во-вторых, недостаточные глубины: яхты с осадкой более 2,0 м с трудом подходят под кран. Продолжительная борьба различных организаций за право владения яхт-клубом вносит неопределенность в парусную жизнь.
Другой новороссийский яхт-клуб – «Русское море» – выходит в центр города и граничит с пляжем. Марина хорошо оборудована, однако ее возможности ограничены небольшой территорией и акваторией. Стоянка судов в ней спокойная, до той поры, пока не подуют штормовые ветра. Причальные сооружения защищают от волнения северным и южным молами. Ширина входа в гавань составляет девять метров. На всех причалах есть электроснабжение и пресная вода. Глубины – 2–3,5 м. Руководство марины активно занимается развитием детского парусного спорта.
Яхт-клуб «Сочи» или Центр парусного спорта («Юг Спорт») расположен в
южной части города. Комплекс зданий и сооружений введен в эксплуатацию
накануне московской Олимпиады 1980 г. как база для подготовки сборной
команды России по парусному спорту.
Яхт-клуб строился с размахом 30-летней давности. Сегодня Парусный центр
уже не поражает воображение, поскольку поставить здесь яхту – большая
удача. Яхт-клуб с самого начала был ориентирован на сборную страны и
детский парус. Традиционно на базе яхт-клуба проводятся регаты среди
олимпийских и национальных классов яхт, и яхт-клуб не имеет перспективы
развития без наращивания гидротехнических сооружений
(причалов ,волноломов, брекваторов) На его территории и сейчас круглый год располагаются небольшие яхты: швертботы различных классов, виндсерфинги, катамараны такие как: «Оптимист», «Кадет», «470», «Торнадо», «Лазеры» и другие.
В Анапе парусный спорт начинался в 1978 г. с деревянного причала и нескольких яхт в клубе «Бриз», на базе которого традиционно проводились детские всероссийские соревнования: первенства и чемпионаты России среди олимпийских и национальных классов яхт, включая винд- и кайтсерфинг (например, Black Sea Cup). Но для стоянки крейсерских яхт там нет защитных волноломов и гидротехнических сооружений.
Марина «Форт Утриш» расположилась в акватории озера Змеиное у мыса Большой Утриш. В бухте практически нет значительных приливов и отливов даже в штормовых условиях. Стоянка позволяет принять около 50 катеров и яхт. На базе марины есть небольшой сервисный центр, планируется строительство рекреационного комплекса.
Живописная бухта Геленджика привлекает многих отдыхающих. Яхтсменам же она больше известна как место, где практически негде поставить яхту. Близ центра города, напротив здания местной администрации, есть общедоступный, но не удобный для безопасной стоянки яхт причал, у которого летом практически нет свободных мест. Правда, для тех, кто занимается яхтенным «извозом», это – идеальное место. Также в городе существует «Краевая крейсерско-парусная школа», на базе которой проводятся регаты для детей и взрослых.
Практически нет яхтинга и в Туапсе, хотя в 70-80-е годы там был широко распространен парусный спорт, и даже проводились чемпионаты СССР.
Недалеко от города, в бухте Михайловская, расположен яхт-клуб «Торнадо» – это небольшая частная марина, возникшая на базе гостиничного комплекса. Бухта не защищена от ветров южных направлений и потому не всегда безопасна. На базе отдыха работает прокат катеров и яхт.
С учетом проведенного экспертами ООО «ВИВ Групп» анализа развитию яхтенной инфраструктуры в Краснодарском крае может способствовать только комплексный подход в решении озвученных выше проблем. В первую очередь нужны шаги со стороны государства, упрощающие налогообложение, выделение земли и согласование документов в сфере благоустройства берегов и развития парусного спорта.
Повышение эффективности государственной поддержки является одним из стратегических направлений развития Кубани, что отмечено в «Стратегии социально экономического развития Краснодарского края до 2020 года», и предусматривает, прежде всего, совершенствование механизмов государственно-частного партнерства, позволяющих оптимально распределять ресурсы, риски и выгоды при реализации совместных проектов между государством и частным сектором. Условия реализации проектов должны определяться инвестиционными соглашениями, устанавливающими четкое разделение обязательств между государством и частным инвестором, а также контроль за их выполнением.
Примером государственно-частного партнерства в туристической отрасли Краснодарского края может служить и яхтенный туризм.
Однако для этого необходимо проделать гигантский объем работы. Прежде всего - создать Федеральную программу развития водного туризма, а также Систему управления яхтенными портами, соответствующую международным требованиям. На сегодня полностью отсутствует законодательная база, которая позволила бы развивать яхтинг, тогда как документы, регламентирующие судоходство по внутренним водам, фактически этому препятствуют. Развитие инфраструктуры в этом перспективном туристическом бизнесе подразумевает наличие необходимого набора услуг, включая техобслуживание, заправочные станции, причалы и дебаркадеры, поддержание фарватеров в должном состоянии, разработку стандартов для строительства и управления яхт-клубами и яхтенными турпродуктами. Для создания благоприятных условий развития яхтенного туризма в регионе должны быть упрощены процедуры пограничного, фитосанитарного, таможенного, навигационного контроля и обеспечено агентское сопровождение. Необходимо также внести изменения в правила прохождения шлюзов и каналов, создать центры обучения судоводителей парусных яхт для обеспечения безаварийного плавания по внутренним водным путям и в отрытом море. Все это - лишь краткий перечень необходимых для развития яхтинга мер, требующих поддержки на законодательном уровне.
Налицо противоречие. Прекрасная природа Черноморского побережья, с одной стороны, и бюрократические препоны, отсутствие современной законодательной базы в этой сфере и без того неразвитая парусная жизнь – с другой, выдавили еще не вставший на ноги российский массовый яхтинг за пределы родины.
Зарубежный отдых на арендованных яхтах с каждым годом становится все более популярным у россиян. Из привилегии бизнес-элиты яхтенный чартер постепенно переходит в разряд обычного вида отдыха, чему способствует активная реклама туристических и яхтенных брокерских фирм. Сегодня к российским туристам относятся спокойно, им доверяют, и иностранные чартерные компании с удовольствием выходят на отечественный рынок, предлагают хорошие расценки. Изменение отношения владельцев судов в сочетании с доступными ценами и ни с чем не сравнимым удовольствием и возможностями, которое дает путешествие на яхте, привлекает внимание туристов к некогда экзотическому чартеру. Кстати, люди, берущие в аренду яхту, считаются так называемыми возвратными клиентами. По исследованиям транснациональной чартерной компании Sun Sail, до 90% арендаторов яхт в дальнейшем неоднократно делают выбор в пользу этого вида отдыха. И россияне тут не являются исключением. Самыми популярными у россиян в летнее время, по оценке турфирм, являются средиземноморские маршруты - это отдых в Турции, Хорватии и Греции. Такие курорты, как Адриатическая Хорватия, привлекают не только большим числом островов, удобных бухт и пляжей, но и спокойным мягким морским климатом (закрытое побережье, редко бывает сильный ветер и волнение). Если интересуют частые и длительные морские переходы, то рекомендуют отдыхать в Греции. Кроме того, здесь можно варьировать начало путешествия - удобно прилететь и в Афины, и на острова, многие из которых имеют аэропорты. Чаще всего еще не очень опытные отечественные туристы бронируют яхты за 1-2 месяца до начала путешествия, но этот срок считается у специалистов недостаточным для правильной и хорошей организации отдыха. Предпочтительней делать заявки за полгода, потому что есть возможность подобрать именно тот вариант, который запрашивается. Потому сейчас уже можно думать о зимнем отдыхе либо на тихоокеанских островах, либо на Карибах – именно эта внесезонная экзотика - вторая по востребованности у российских клиентов. Но в принципе, можно выбрать любой другой островной маршрут – Мальдивы, Сейшелы, Канары, или богатое на сюрпризы побережье Юго-Восточной Азии - Индонезию, Таиланд, Малайзию и т.д. Впрочем, туроператоры говорят, что российские яхтенные арендаторы становятся опытнее и требовательнее - запрашивают русскоговорящего шкипера, удобный маршрут и лучшую категорию яхты.
Чтобы удешевить свой водный отдых и сделать его доступнее, все большее число российских туристов стремится получить яхтенные «права». Но пока более популярен вариант crew boat – с командой, в которую, как правило, входят шкипер, кок (повар) и матрос. Он надежнее с точки зрения безопасности, хотя и намного затратнее. У российских клиентов пользуются спросом парусно-моторные яхты моделей Bavaria, Dufour, Nautica или моторные мега-яхты, подходящие для семейного отдыха или путешествий компаниями от 5 до 15 человек и более.
Зарубежный опыт развития яхтенного туризма, статистические данные, предоставляемые международными туристскими организациями, позволяют сформировать объективное представление о рассматриваемой проблеме, проанализировать возможные пути её решения, опираясь на реальное положение, характеризующее экономическое развитие нашего региона.
Недостаточное использование потенциала Краснодарского края, несоответствие развития туристской отрасли мировому уровню по всем её составляющим, упущение возможностей кубанских предприятий для получения дополнительной прибыли обосновывает необходимость в проведении комплексного многостороннего исследования проблемы развития перспективных для региона видов туризма, выявления стратегических задач и путей их решения.
Первое звено в решаемой проблеме – изучение процессов развития яхтенного туризма в Краснодарском крае, порождающие недостаточное использование потенциала Краснодарского края и отставание региона по конкурентоспособности и качеству предоставляемых туристских услуг от других стран мира, и на основе этого, разработка механизма стимулирования развития сети предприятий яхтенного туризма и организационно-экономические аспекты его формирования.
Второе звено – методические положения по обеспечению развития яхтенного туризма в Краснодарском крае, позволяющие сформулировать и оценить эффективность функционирования предприятий, являющихся структурными элементами яхтенного туристского комплекса.
Третье звено – формирование механизма, обеспечивающего реализацию основных направлений роста эффективности функционирования сети предприятий яхтенного туризма в Краснодарском крае.
Сегодня уже сделан важный шаг в этом направлении. На состоявшемся недавно IX Международном экономическом Форуме в г.Сочи мы присутствовали на презантации ОАО «Морпорт Сочи» (Группа компаний «Совкомфлот»), в который была представлена программа модернизации порта и трансформации собственно торгового порта в «Гранд-марину» международного уровня.
Общий объем инвестиций в реализацию проекта «Сочи Гранд Марина» на базе государственно-частного партнерства составит 9 млрд. рублей. Сумму предполагается освоить до 2016 г. Об этом на пресс-конференции, посвященной презентации проекта, заявил гендиректор ООО «Сочи Гранд Марина» Константин Сахаров. Для круизных судов будет обустроена новая гавань, которая даст возможность одновременно принимать два круизных судна длиной до 300 м и вместимостью до 3 тыс. пассажиров каждый, а также паром протяженностью в 220 м.
Проектом предусмотрено строительство первой на Черноморском побережье России яхтенной марины, отвечающей лучшим мировым стандартам. Это касается как качества обслуживания яхт, так и создания берегового комплекса коммерческой недвижимости, в том числе, отелей категории 4-5 звезд и торгово-развлекательной недвижимости. После Олимпиады-2014 будет построен пятизвездочный гостиничный комплекс, апарт-отель класса «люкс» и торгово-развлекательный центр открытого типа.
В качестве инфраструктуры яхтенной марины частично будут использованы помещения исторического здания Морского вокзала. Проектом предусмотрено создание на территории порта закрытого яхт-клуба, но основная часть объектов будет открыта для широкой публики. По сути, это первый в российской практике масштабный проект развития береговой инфраструктуры, в котором большое внимание уделяется правильному сочетанию яхтенной марины и коммерческой недвижимости.
Марина станет местом стоянки моторных катеров, также по необходимости она сможет принимать большие парусные суда и соревнования яхт мирового уровня. На ее сооружение потребуется 15-20 млн. долларов.
Проектирование, управление строительством и последующее управление мариной взяла на себя «Mourjan Marinas IGY», имеющая солидный опыт девелопмента марин в Карибском бассейне, в Европе и на Ближнем Востоке.
После завершения работ по реконструкции сочинский порт из грузопассажирского превратится исключительно в пассажирский порт, а грузовые перевозки на Черном море планируется выполнять через другие порты — Туапсе и Новороссийск.
Однако строительство Гранд Марины в Сочи не решает основную проблему вхождения Краснодарского края в международную систему яхтенного туризма.
Компания ООО «ВИВ групп», обладая, с одной стороны, ресурсом деятельности в российских и международных парусных структурах, таких как ISAF и Федерация парусного спорта России, организации и непосредственного участия в многочисленных парусных регатах самого высокого уровня и, с другой стороны, опытом сотрудничества с Департаментом комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края по разработке Стратегии развития отрасли предлагает разработать проект «Отраслевая схема развития яхтенного туризма и размещения объектов базирования и обслуживания маломерного флота в Краснодарском крае».
По экспертным оценкам в Краснодарском крае могут действовать около 25 объектов базирования и обслуживания маломерных судов, способных обеспечить стоянкой порядка 10 тысяч яхт и катеров на морской береговой линии и до 5 тысяч – в акваториях внутренних рек и водоемов. Количество судов, размещаемых в навигационный период, может быть увеличено за счет использования акваторий, находящихся в региональной и федеральной собственности. Основной целью предлагаемого нами проекта можно считать создание классифицированной структуры объектов базирования и обслуживания маломерного флота, что позволит обеспечить потребности региона в данной сфере, и будет способствовать интеграции Кубани в международную систему яхтенного туризма. Перед проектировщиками стоят две основные задачи – повышение эффективности эксплуатации существующих и размещение, строительство новых современных объектов.
В рамках реализации схемы к 2020 г. на новых территориях площадью около 100 га согласно идее нашего Проекта возможно размещение яхтенных, гребных, водно-моторных и детских спортивных клубов, береговых стенок и плавучих пирсов. Комплекс предлагаемых проектировщиками мероприятий выведет маломерный флот Краснодарского края на новый качественный уровень и обеспечит жителей, гостей региона полным объемом услуг водного спорта и туризма, создаст дополнительные рабочие места и сформирует устойчивый интерес инвесторов к нашему региону.
Данный проект призван поставить на новый уровень продвижение Кубани в направлении инновационного развития и вхождения ее в международную систему яхтенного туризма IYTS.
« Все инвестиционные преокты
|
|
|